На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Новый Град

7 подписчиков

Свежие комментарии

  • Mikhail Stepanov
    А он кто такой, этот канадский педераст?!! Какое ему дело до Северного потока и до Европы?Канадский министр...
  • Сергей Дмитриев
    Почему же плохо ходят? Ведь сохранились кадры, как после приводнения миссии Аполло бодрые астронавты без проблем шага...Ученые выяснили, ...
  • Татьяна Хмеленина
    ну и сколько можно трындеть .да вирус есть. но хватит уже нагнетать.  достали. пора выходить  из ВОЗ. что еще не нагр...4 664 случая COVI...

Специфика потребления алкогольных напитков молодежью (на примере города Кирова)

Статья посвящена анализу поведения молодежи в отношении потребления алкогольных напитков.

Автор: Загребин Владимир Владимирович, к.соц.н, доцент кафедры социологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова.

The specificity of alcohol consumption by youngsters (on the example of Kirov)

Author: Zagrebin Vladimir Vladimirovich, candidate of social.

n, associate Professor in the Department of sociology of YSU them. P. G. Demidov.

Аннотация

Статья посвящена анализу поведения молодежи в отношении потребления алкогольных напитков. В статье приведены результаты эмпирического социологического исследования, осуществленного с помощью анкетного опроса различных категорий молодёжи г. Кирова, а именно учащихся 9-ых, 11-ых классов общеобразовательных школ и студентов высших учебных заведений.

Основной целью анкетного опроса является изучение распространенности и особенностей потребления молодёжью г. Кирова различных видов алкогольных напитков. Результаты исследования позволили построить модель «алкогольного поведения» учащейся молодёжи г.Кирова.

В ходе исследования выявлено, что в настоящее время молодежь всё больше предпочитает слабоалкогольные напитки, а также наблюдается стирание гендерной специфики в их потреблении. Данная статья представляет интерес для специалистов в области социологии, молодёжных девиаций, педагогики, демографии, других социально-гуманитарных наук, а также для органов местного самоуправления с целью разработки  эффективной программ профилактики девиантного поведения в молодёжной среде.

Abstract

This article analyzes the behavior of young people concerning alcohol consumption. The results of empirical sociological study carried out with the help of a questionnaire survey among different categories of youth in Kirov, who are students of 9th, 11th grades of secondary school and university students. The main purpose of the questionnaire is to study the extent and peculiar features of Kirov teenagers drinking different types of alcoholic beverages at the moment of the study. Results of the study helped to construct a model of alcoholic behavior of students of  Kirov.

The study revealed that currently young people prefer alcoholic beverages and we observe the erasing of gender-specific behavior in alcoholic behavior of youth. This article is of much interest to specialists in the field of sociology, youth deviance, education, demography and other social and humanitarian sciences, as well as local governments to develop more effective prevention programmers of deviant behavior among youth.

Ключевые слова: психоактивные вещества, девиантное поведение, молодежь, алкогольное поведение.

Keywords: substance, deviant behavior, youth, alcohol behavior.

Молодёжь является специфической возрастной когортой, количественные и качественные показатели которой во многом определяют будущее благосостояние общества и государства.

Нужно признать, что, с одной стороны, часть молодых людей действительно демонстрируют высокую степень интеграции, осваивая новые социально-профессиональные ниши. С другой стороны, молодёжь испытывает недоверие по отношению к проводимым в стране преобразованиям, ощущает «комплекс исключения», безразлично относится к политике, не интересуется проблемами общественной жизни.

Среди молодежи высок процент сторонников радикальных, социально-экстремистских идей, ксенофобских предрассудков. В этой ситуации нередко наблюдается злоупотребление различными видами психоактивных веществ (ПАВ). Вместе с тем, в массовом сознании и бытовой культуре молодёжи формируется устойчивый социально-психологический стереотип, согласно которому потребление некоторых ПАВ рассматривается как допустимый и модный образец поведения, проявление привычного образа жизни, традиция или обязательный ритуал. Особенно это касается потребления алкоголя.

В связи с этим, является актуальным вопрос об исследовании алкогольного поведения молодёжи в различных регионах, в частности в Кировской области. До настоящего времени исследования потребления различных видов ПАВ молодёжью в городе Кирове не проводились.

В марте 2014 г. было проведено авторское социологическое исследование алкоголизации, курения, наркотизации среди учащихся 9-х, 11-х классов общеобразовательных школ и студентов высших учебных заведений города Кирова.

Основной целью анкетного опроса является изучение распространенности и особенностей потребления молодёжью г. Кирова различных видов ПАВ. Анонимная анкета включала 43 вопроса, касающихся распространения потребления алкоголя, наркотиков и курения, отношения к потреблению ПАВ и к некоторым жизненным ориентирам респондентов. Анамнестическая часть анкеты включала данные о возрасте, поле, месте учёбы, жилищных условиях, об отношениях с родителями. В данной статье отражены только результаты, касающиеся отношения и потребления алкогольных напитков.

В исследовании приняли участие учащиеся пяти общеобразовательных школ и двух крупнейших государственных заведений высшего профессионального образования города Кирова. Всего было опрошено 625 (100 %) респондентов в возрасте от 16 до 24 лет, среди них 112 человек (18 %) – учащиеся 9-х классов, 117 человек (19 %) – учащиеся 11-х классов и 397 человек (63 %) – студенты.

Половозрастная структура респондентов представлена в таблице 1.

Таблица 1. Половозрастная структура респондентов

 

Возраст

% в возрастных группах Квоты (чел.) / %
Муж. Жен. Муж. Жен. Всего
16-17 лет 52 48 65 60 125 / 20
18-19 лет 51 49 68 64 132 / 21
20-24 лет 50 50 184 184 368 / 59
Всего 51 49 317 308 625 / 100

 

Половозрастная структура респондентов отражает сложившееся соотношение той же структуры молодежи в городе Кирове, поэтому полученные данные с этой точки зрения являются репрезентативными.

Досуг является неотъемлемой частью образа жизни современного человека, а способ проведения досуга во многом характеризует уровень и качество жизни любой категории населения. Прежде чем охарактеризовать «алкогольное поведение» учащейся молодёжи, рассмотрим особенности проведения свободного от учёбы и работы времени юношами и девушками города Кирова.

Основное свободное время  молодёжь проводит в компании друзей (24 %), общаясь в социальных сетях (20 %), со своими «половиками» (11 %), регулярно посещая спортивные секции (10 %), играет в компьютерные игры (9 %), читает художественную литературу (9 %) и смотрит сериалы, фильмы (8 %). Примечательно, что девушки чаще молодых людей проводят время в социальных сетях (69 % и 38 % соответственно). Однако юноши чаще играют на компьютере (45 %), чем девушки (4 %). Молодые люди чаще девушек посещают спортивные секции (32 % против 20 %).

Одним из важнейших критериев негативного образа жизни молодёжи является распространение потребления алкоголя и отношения к нему в социальной группе. Нередко свободное времяпрепровождение молодёжи сопровождается употреблением алкогольных напитков. При исследовании данной проблемы было выявлено, что в среде молодежи употребление алкоголя становится массовым. Так или иначе, более половины респондентов употребляют алкогольные напитки – 58 %. По возрасту получилось следующее распределение:  16-17 лет – 48 %, 20-24 лет – 58 %, особенно в период достижения совершеннолетия его употребление резко возрастает: 18-19 лет – 69 % (хи-квадрат Пирсона, р=0,05).

Первый опыт потребления алкоголя имели практически все респонденты (86 %) на момент проведения исследования. Первая проба распития спиртных напитков, включая разовое или случайное употребление (Рис. 1), в основном приходится на период 15-17 лет (больше трети респондентов, 37 %) и время раннего подросткового возраста 11-14 лет (29 % респондентов). Небольшое число респондентов (8 %) попробовали алкоголь в период 18-19 лет. Также необходимо отметить, что нижняя граница получения такого рода опыта весьма низкая – 20-24 лет (1 % респондентов). В целом данные соответствуют результатам ранее проводимых исследований в других регионах России [1].

Вызывает беспокойство факт, что 11 % опрошенных признались, что пробовали алкогольные напитки, когда им не было еще и 10 лет (до 7 лет – 6 %, 8-10 лет – 5 %). Это может свидетельствовать о том, что родители сами предлагают алкоголь своим детям. Более 85 % респондентов имели такого рода опыт до достижения ими 20 лет. Различий по половому признаку первой пробы алкоголя среди учащихся не было выявлено. Данный факт также подтверждается результатами исследований, проводимые в других субъектах страны [2].

Рис. 1. Первый опыт потребления алкоголя, включая разовое или случайное употребление, %

 

Преобладающие мотивы потребления алкоголя у мальчиков и девочек в основном совпадают. Главным мотивом является «за компанию» – 35 % у мальчиков и 31 % у девочек. Вторым по популярности мотивом, по мнению респондентов, является «это традиция», т.е. в случае праздника или после приобретения значимой вещи –24 % у мальчиков и 31 % у девочек. Наряду с этим важными причинами потребления алкоголя у мальчиков является получение «удовольствия» (23 %), у девушек – «чтобы забыть о проблемах» (18 %). Примечательно, что девушки чаще, чем  молодые люди прибегают к употреблению алкогольных напитков, с целью выхода из депрессивного состояния. Так утверждают 18 % девушек и 15 % молодых людей (хи-квадрат Пирсона, р=0,04).

Хотя статистический анализ показал, что молодые люди и девушки чаще всего выпивают «на квартире у друзей», «дома», в «кафе/баре» и «ночных клубах», количественно место распития алкогольных напитков между ними существенно различается (таблица 2). Девушки чаще употребляют алкоголь дома, а юноши – «на квартире  у друзей» (хи-квадрат Пирсона, р=0,05).

Таблица 2. «Где чаще всего Вы употребляете спиртное?», %

Юноши Девушки
Дома 30 39
На квартире у друзей 38 30
На природе, за городом 22 13
В кафе / баре 21 19
В ночных клубах, на дискотеке 16 23
Все равно где, зависит от компании 19 19

 

Употребляемые алкогольные напитки разнообразны. В целом, популярными являются, по мнению 29 % респондентов,  слабоалкогольные напитки, такие как шампанское, вино, спиртосодержащие коктейли и т.д. Интересно отметить, что среди опрошенных практически одинаковое соотношение мальчиков и девочек, предпочитающих пиво и крепкие алкогольные напитки, такие как коньяк, виски, ром, водка, ликеры и т.д. (18 % и 17 % соответственно). Полученные результаты не совпадают с итогами ранее проводимых исследований по России в целом [3], в которых указывается, что популярными напитками среди молодёжи являются пиво и слабоалкогольные напитки, и меньше всего – крепкие алкогольные напитки. Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время наблюдается снижение популярности пива и растет потребление крепкого алкоголя, тем самым изменяется структура потребления молодёжью алкогольных напитков. Возможно, что такие изменения могут быть следствием новых антиалкогольных нормативных правовых актов, например приравнивание пива к алкогольным напиткам.

Многие учащиеся и студенты потребляют несколько видов алкогольных напитков. Среди учащихся 9-х классов, 25 % чаще потребляют слабоалкогольные напитки. Согласно ответам опрошенных, у школьников 11-х классов на первом месте стоят также слабоалкогольные напитки (52 %), на втором – крепкий алкоголь (24 %), и лишь 4 % опрошенных указанной группы предпочитают пиво.  Треть учащихся высших учебных заведений отдали предпочтение слабоалкогольным напиткам (32 %). Следующим по популярности напитком у студентов стало пиво (26 %), и 1/5 анкетируемых студентов (21 %) отдали предпочтение крепким алкогольным напиткам. Отметим, что у молодёжи с возрастом увеличивается ассортимент потребляемых алкогольных напитков.

В ходе исследования было выявлено, что предпо­чтение тех или иных видов алкогольных напитков молодёжью зависит от пола (Рис. 2). Молодые люди  больше пьют пиво и крепкие напитки. Так ответили 34 % и 29 % опрошенных молодых людей соответственно. И только 14 % юношей отдали предпочтения слабоалкогольным напиткам. Большинство девушек предпочитают слабоалкогольные напитки, с этим согласно 57 % опрошенных девочек в группе, употребляющих алкоголь. 14 % девушек предпочитают крепкие алкогольные напитки и лишь 10 % – пиво (хи-квадрат Пирсона, р=0,00).

Рис. 2. Популярные алкогольные напитки у молодежи в зависимости от пола, % (хи-квадрат Пирсона, р=0,00)

 

При изучении распространенности потребления алкоголя среди молодежи важен такой показатель, как частота его употребления. Доля респондентов, употреблявших алкогольные напитки от одного раза в месяц и чаще, была невелика. Так пьют алкоголь 35 % молодых людей, и 17 % девушек употребляют пиво (хи-квадрат Пирсона, р=0,00). Как и предполагалось, что молодые люди значительно чаще употребляют крепкий алкоголь. 23 % юношей и 8 % девушек признались, что употребляют крепкий алкоголь от одного раза в месяц и чаще (хи-квадрат Пирсона, р=0,03). Самым «любимым» напитком девушек является слабоалкогольные напитки.  Его чаще всего употребляют 20 % девушек и 17 % молодых людей (хи-квадрат Пирсона, р=0,00). В целом это соответствует зарубежным исследованиям алкогольного поведения, показавшим, что есть «теплые и объединяющие напитки» [4], для российских молодых людей этим напитком является пиво, а для девушек – шампанское или коктейли.

Как показал анализ, несмотря на популярность алкогольных напитков среди учащейся молодёжи, больше половины респондентов (51 %) полагают, что лучше не пить совсем, треть опрошенных считают (32 %), что иногда позволительно немного выпить, и лишь 5 % – уверены в безвредности нечастого употребления алкоголя.

Таким образом, молодежь стремится проводить свой досуг в компании друзей. В среде молодежи непопулярно занятие спортом, поэтому они потенциально склонны усваивать девиантные формы поведения, в том числе потреблять алкоголь.

Результаты авторского исследования в г. Кирове показали, что употребление алкоголя молодежью является массовым явлением. Так или иначе, более половины респондентов употребляют алкогольные напитки – 58 %, особенно в период достижения совершеннолетия: 18-19 лет – 67 %. Первый опыт потребления алкоголя в основном приходится на период 15-17 лет  и период раннего подросткового возраста 11-14 лет.

Вызывает беспокойство, что среди опрошенных каждый десятый (11 %) пробовал алкоголь в возрасте моложе 10 лет. Преобладающими мотивами потребления алкоголя являются «за компанию», «по традиции» и «для удовольствия».

Чаще всего молодые люди и девушки предпочитают выпивать «на квартире у друзей», «дома», в «кафе/баре» и «ночных клубах». Популярными алкогольными напитками у юношей является пиво (34 %) и крепкий алкоголь (29 %), у девушек – слабоалкогольные напитки (57 %). В настоящее время наблюдается изменение в алкогольном поведении молодёжи – снижается популярность пива и повышается потребление крепкого алкоголя. Однако пиво всё же остаётся самым часто употребляемым напитком.

Важно отметить, что в «алкогольном поведении» молодёжи стираются границы, опосредованные гендерными особенностями. Несмотря на популярность алкогольных напитков у учащейся молодёжи, большинство респондентов  отрицательно или нейтрально относится к потреблению алкоголя.

 Список литературы

  1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодёжь России: социологический портрет. – М.: ЦСПиМ, 2010. – 592 с.
  2. Кутумова О.Ю., Горный Б.Э. О потреблении психоактивных веществ среди городских подростков-школьников в Красноярском крае // Современные исследования социальных проблем. – № 10 (18). – 2012. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/10/kutumova.pdf
  3. Рощина Я.М. Динамика и структура потребления алкоголя в современной России // Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ. – Вып. 2. – – С. 238-258.
  4. Thornton M.A. Sekt versus Schnaps in an Austrian Village // Constructive Drinking. Perspectives on Drink from Anthropology / Ed. by M. Douglas. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. 102-112 p.

© В.В. Загребин, 2019

Фото — kubannews.ru

19 просмотров всего, 19 просмотров сегодня

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх